Новация в академической музыке в начале 20 века. Джаз в I половине XX века, Фри-джаз |
Джаз в I половине XX века,
Роль импровизации в западной музыке начинает ощутимо меняться с наступлением ХХ столетья. Можно выделить три явления, подготовившие эти изменения.
1.На рубеже XIX – XX веков возрос интерес к традиционным музыкальным культурам, к неевропейской музыкальной эстетике; подобный интерес согласовывался с эстетическими установками символизма и импрессионизма. 2. Далее – активные поиски методов структурирования музыкального материала, отличных тонально-гармонической системы; эти поиски датируются началом XX века и увенчиваются триумфом додекафонии Арнольда Шёнберга. 3. Наконец, существенным фактором следует считать появление и рост популярности джаза в начале ХХ века и утверждение его в качестве концертной практики, по сути альтернативной консервативному академическому исполнительству.
Пожалуй, это наиболее известное в настоящее
время импровизационное направление в музыке.
Джаз появился в США в начале XX столетия, органично
вобрав в себя множество ингредиентов, ведущих
своё начало от двух культур — чёрного и белого
населения Северной Америки. Джаз, пройдя через полуимпровизационную полифонию диксилендов и сочетание заранее сочинённых и импровизируемых составляющих в музыке джаз-оркестров периода «большого свинга», пришёл к 1940-м года к главенству малых составов (комбо) и предельной виртуозности стиля би-боп , выведя на первый план фигуру солиста-импровизатора. Бибоп (43 г. условная дата появления) оперировал малыми ансамблями.Основоположники: Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Бат Пауэлл, Макс Роуч Авторство как таковое становится фактором второстепенным, и часто джазовая тема – либо сочинённая специально одним из участников ансамбля, либо представляющая собой популярную песню или номер из мюзикла – становится лишь поводом к импровизации, совершаемой на её гармоническую структуру. Более того, зачинатели би-бопа Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи зачастую использовали гармонические последовательности известных «вечнозелёных» джазовых тем. Гармония песни Моргана Льюиса How High The Moon (1940) в точности повторена тем же Паркером в Ornitology и т.п. Форма же всего джазового произведения сводится к инвариантной последовательности «тема – импровизация – тема»; этот формообразовательный инвариант наряду с другими, определяющими правила корреляции мелодической линии импровизации с гармонией темы, ритмические и фактурные особенности, создающие «джазовость», окончательно к этому времени оформляются как стилевые признаки джазового мэйнстрима. Однако к концу 50-х годов эти стилевые признаки перестают удовлетворять значительное число джазовых музыкантов: в регламентирующих факторах мэйнстрима они видят препятствие на пути их индивидуального самовыражения. Появляются различные альтернативные варианты, выходящие за пределы мэйнстрима. Так, 1959 год ознаменовался выходом сразу нескольких альбомов, серьёзно повлиявших на дальнейшее развитие джазовой музыки; среди них Kind of Blue Майлза Дэйвиса, утверждающий иной подход к импровизации – модальный вместо тонального, и A Shape of Jazz to Come саксофониста Орнетта Коулмана, в композициях которого музыканты импровизировали, совершенно не согласовывая свои соло ни с гармонией, ни с ладом. Через год Коулман выпускает очередной альбом, название которого – Free Jazz , возвещает начало нового стилевого течения внутри джаза, в разы увеличивающего масштаб инициативного поля исполнителя в сравнении с джазовым мэйнстримом. Источник статьи https://ramesh-satori.livejournal.com/238997.html |