БИОГРАФИЯ

Франц Йозеф ГАЙДН (1732-1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии

1732 Йозеф Гайдн родился в имении графов Гаррахов - деревушке Рорау (Нижняя Австрия), недалеко от границы с Венгрией, в семье каретного мастера и кухарки. Музыкальное дарование Гайдна проявилось рано. Первоначальные навыки игры на клавире и скрипке Гайдн получил у школьного учителя и церковного регента Франка (дальнего родственника). В 1740 г. Гайдна заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора святого Стефана

1740-49 Гайдн стал певчим в капелле собора св. Стефана в Вене. Он пел на богослужениях и церковных торжествах до 18 лет, играл на клавире, органе и скрипке. За 9 лет службы Гайдн получил только два урока композиции. Был уволен из хора, когда началась мутация голоса

1750-е гг. Десять лет бедственного положения. Гайдн зарабатывал уроками, игрой на инструментах в уличных ансамблях, перепиской нот. Некоторое время он был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Никколо Порпора. Гайдн самостоятельно изучил музыкальные произведения (в частности, Ф. Э. Баха) и труды по истории и теории музыки (Фукс, Маттезон)

Первые сочинения Гайдна, положившие начало его известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес», дивертисменты и серенады, первые струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга

1759-1761 Гайдн – капельмейстер при дворе графа Морцина (небольшой оркестр). Сочинение первых симфоний. Вскоре Морцин стал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта 1760 г. – женитьба (несчастливая) Гайдна.

1761-1790 Начало службы Гайдна у трех поколений богатейших венгерских магнатов - князей Эстерхази в Эйзенштадте (под Веной) и в летней княжеской резиденции «Эстерхаз» (Нижняя Венгрия). Множество служебных и административных обязанностей. Работа с оркестром и хором благотворно сказалась на развитии Гайдна как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази им было написано большинство симфоний, опер, квартетов и месс (в том числе «Прощальная» симфония) Поездки (время от времени) Гайдна в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности с Моцартом

1780-90-е гг. Расцвет творчества

1786 Создание 6 Парижских симфоний по заказу французского графа

1791 Наследник Николая Эстерхази распускает капеллу, назначив Гайдну большую пенсию. Гайдн переезжает в Вену

1792 Знакомство с Бетховеном в Бонне

1791-1792

1794-1795 Две поездки в Англию по приглашению скрипача и антрепренера Саломона Создание 12 Лондонских симфоний. Участие в концертах, дирижирование собственными произведениями. Громадный успех, Гайдн становится обеспеченным человеком (большую часть средств Гайдн тратил на помощь другим музыкантам и знакомым) Избрание почетным доктором Оксфордского университета (1791)

1795 Возвращение в Вену. К тому времени князь Антон Эстерхази умер и его преемник Николай II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна, выступающим снова в роли капельмейстера. Гайдн принял предложение и занял предлагаемую вакансию, хотя и на неполный рабочий день. Он провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс. Но все же б’ольшую часть своего времени Гайдн проводит в своём собственном большом доме в Гумпендорфе (Вена)

В Вене Гайдн написал две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста

Авторитет Гайдна среди музыкантов и публики вырос необычайно

1802 Прекращение творческой деятельности из-за упадка сил

1809 Гайдн умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА

Черты стиля

Жизнерадостная, энергичная, светлая музыка. Большинство произведений написаны в мажоре (что характерно для всего классического стиля).

Неиссякаемая фантазия и остроумие.

Жанры
* Симфонии
* Камерные ансамбли
* Оперы
* Оратории
* Концерты для различных инструментов
* Клавирные произведения (в т. ч. сонаты, вариации)
* и др.

Новаторство
* Гайдн создал классические образцы симфоний, сонат, квартетов.
* В зрелых (Лондонских) симфониях окончательно сформировалась классическая сонатная форма и сонатно-симфонический цикл
* Гайдн утвердил в своем творчестве основной метод симфонического развития – мотивно-тематическое развитие (выделение из темы короткого активного элемента и его развитие).
* В последних симфониях Гайдна окончательно сформировался т. наз. парный состав симфонического оркестра: струнный квинтет (1-е и 2-е скрипки, альты, виолончели, контрабасы) и группа духовых инструментов: две флейты, два гобоя, (два кларнета), два фагота, две валторны, (две трубы), литавры.
* Гайдн обновил и обогатил народными интонациями тематический материал произведений.

Истоки музыкального языка
Австрийский музыкальный фольклор, интонации и ритмы немецких, венгерских, славянских, итальянских тем.