|
БИОГРАФИЯ Франц Йозеф ГАЙДН (1732-1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии 1732 Йозеф Гайдн родился в имении графов Гаррахов - деревушке Рорау (Нижняя Австрия), недалеко от границы с Венгрией, в семье каретного мастера и кухарки. Музыкальное дарование Гайдна проявилось рано. Первоначальные навыки игры на клавире и скрипке Гайдн получил у школьного учителя и церковного регента Франка (дальнего родственника). В 1740 г. Гайдна заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора святого Стефана 1740-49 Гайдн стал певчим в капелле собора св. Стефана в Вене. Он пел на богослужениях и церковных торжествах до 18 лет, играл на клавире, органе и скрипке. За 9 лет службы Гайдн получил только два урока композиции. Был уволен из хора, когда началась мутация голоса 1750-е гг. Десять лет бедственного положения. Гайдн зарабатывал уроками, игрой на инструментах в уличных ансамблях, перепиской нот. Некоторое время он был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Никколо Порпора. Гайдн самостоятельно изучил музыкальные произведения (в частности, Ф. Э. Баха) и труды по истории и теории музыки (Фукс, Маттезон) Первые сочинения Гайдна, положившие начало его известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес», дивертисменты и серенады, первые струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга 1759-1761 Гайдн – капельмейстер при дворе графа Морцина (небольшой оркестр). Сочинение первых симфоний. Вскоре Морцин стал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта 1760 г. – женитьба (несчастливая) Гайдна. 1761-1790 Начало службы Гайдна у трех поколений богатейших венгерских магнатов - князей Эстерхази в Эйзенштадте (под Веной) и в летней княжеской резиденции «Эстерхаз» (Нижняя Венгрия). Множество служебных и административных обязанностей. Работа с оркестром и хором благотворно сказалась на развитии Гайдна как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази им было написано большинство симфоний, опер, квартетов и месс (в том числе «Прощальная» симфония) Поездки (время от времени) Гайдна в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности с Моцартом 1780-90-е гг. Расцвет творчества 1786 Создание 6 Парижских симфоний по заказу французского графа 1791 Наследник Николая Эстерхази распускает капеллу, назначив Гайдну большую пенсию. Гайдн переезжает в Вену 1792 Знакомство с Бетховеном в Бонне 1791-17921794-1795 Две поездки в Англию по приглашению скрипача и антрепренера Саломона Создание 12 Лондонских симфоний. Участие в концертах, дирижирование собственными произведениями. Громадный успех, Гайдн становится обеспеченным человеком (большую часть средств Гайдн тратил на помощь другим музыкантам и знакомым) Избрание почетным доктором Оксфордского университета (1791) 1795 Возвращение в Вену. К тому времени князь Антон Эстерхази умер и его преемник Николай II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна, выступающим снова в роли капельмейстера. Гайдн принял предложение и занял предлагаемую вакансию, хотя и на неполный рабочий день. Он провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс. Но все же б’ольшую часть своего времени Гайдн проводит в своём собственном большом доме в Гумпендорфе (Вена) В Вене Гайдн написал две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста Авторитет Гайдна среди музыкантов и публики вырос необычайно 1802 Прекращение творческой деятельности из-за упадка сил 1809 Гайдн умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВАЧерты стиля Жизнерадостная, энергичная, светлая музыка. Большинство произведений написаны в мажоре (что характерно для всего классического стиля). Неиссякаемая фантазия и остроумие. Жанры* Симфонии * Камерные ансамбли * Оперы * Оратории * Концерты для различных инструментов * Клавирные произведения (в т. ч. сонаты, вариации) * и др. Новаторство Истоки музыкального языка |