Бах И.С.

Основные клавирные произведения была созданы в Кетене (в 1717-1723, когда Бах служил придворным капельмейстером у герцога Кетенского) и в Лейпциге (1723-1750)


* обогатил содержание клавирной музыки, привнеся в нее лиризм и глубокую философию.
* трактовал клавир как концертный инструмент, а не только как предназначенный для дом. обучения;
* реформировал технику игры – ввел постоянное использование первого и пятого пальца, что позволяло продлевать мелодические линии (чтобы правильно фразировать, предположим, произведения французских клавесинистов, нужно помнить, что подкладывание первого пальца в этой школе не использовалось!)
* расширил круг жанров. Под влиянием скрипичных концертов (напр., Вивальди) создал клавирные концерты, а под влиянием органного искусства – циклы фантазий/прелюдий и фуг;
* обогатил педагогический репертуар произведениями исключительной художественной ценности.

ИТАЛЬЯНСКИЙ КОНЦЕРТ

1 часть. Музыкальный стиль и основное настроение «Итальянского концерта» определяет его начальная тема – энергичная и жизнерадостная. Она изложена в ясной и простой форме, состоящей из двух 4-тактных предложений. Их тональное соотношение (F-dur и C-dur) напоминает сопоставление темы и ответа в экспозиции фуги.

Итальянский концерт 1 часть. (быстрая)



2 часть. Во II части концерта на смену действенности приходит созерцание. Это лирическое Andante в параллельном миноре. Тема Andante, звучащая в верхнем, «флейтовом» регистре на фоне ритмически ровного сопровождения, наделена чертами импровизационности. Многочисленные синкопы, сглаживающие сильные доли, ритмическая свобода, придают музыке текучесть.

Итальянский концерт 2 часть. (медленная)



Финал Музыка финала вызывает ассоциации с картиной народного праздника. Она воплощает не индивидуальные чувства, а общее настроение праздничного веселья. Основная тема финала имеет очевидное сходство с начальной темой I части – тот же размашистый скачок в начале, те же бойкие танцевальные ритмы, светлые мажорные краски. Однако темп здесь не просто оживленный, а стремительный, и гораздо больше «летящих» гаммообразных пассажей.