|
17 в. в истории музыкальной культуры представляется неким рубежом. С одной стороны, к нему стягивается все, что было накоплено до того европейской культурой в течение многих столетий. С другой стороны, именно в 17 в. зарождается множество новых видов и жанров музыкального искусства, плодотворно развивавшихся в течение как минимум двух последующих славных столетий.
Главное событие музыкальной истории века – завершения процесса размежевания светской и церковной профессиональной музыки. Это дало возможность создать жанр оперы – синтетического искусства, объединяющего театр, поэзию, танец и музыку.
Влияние оперы распространилось на все области музыкального творчества как в 17, так и в 18 в.:
* новые жанры инструментальной музыки: увертюра, оркестровая и балетная сюита;
* драматургию оперы, характер образов, интонационный фонд (см. книгу Конен) позаимствовала симфония (уже в 18 в.);
* в духовные жанры (оратория, кантата) проникает оперный драматизм, а вместе с ним – оперные формы, концертность вокального стиля, принципы композиции.
Синтетическая природа жанра облегчала взаимодействие оперы с большой аудиторией (сродно театру!)
Оперная сцена как общественная трибуна.
Музыкальная культура Древне Греции и Рима
Художественное творчество первобытныхъ людей не было искусством и подчинялось практическим целям. Значение музыки было в объдинении людей в труде. Первобытные люди наделяли её магической силой. Надевали зверинные шкуры и под звуки песен исполняли таней животного, привлекая его в свои края.
Музыка, танец, пантомима, сам священный обряд - всё в единстве, искусство целоствное, СИНКРЕТИЧНОЕ искусство.
Постепенно складывались мелодические попевки с четкой высотой звучания и ритмом. Утвердились разные виды напевов, отвечающие определенному бытовому назначению: бытовые, военные, колыбельные и др. В первобытном обществе были заложены основы музыкального искусства.
В рабовладельческом обществе музыка служила двору и культу, но оставалась искусством бытовым. Произошло деление на бытовое и профессиональное. В Вавилоне, Сирии, Египте и др. государствах Древнего Востока существовали профессиональные музыканты и развитие получил инструментарий: барабаны, тарелки, флейты, свирель, труба, рог, арфа, лира, лютня.
В древней Иудее вырабатывались антифонное пение. Вырабатывались приемы сольного пения, пелись псалмы Давида. Пение получило называние псалмодирование. Распространение получила пентатоника (звукоряд из 5 звуков с отсутствием полутонов)
В древней Греции х - v вв. до нашей эры сформировался героический эпос. Из "Илиады" узнаем о песенных жанрах - свадебных, трудовых, похоронах. "Одиссея" дает представлвение о существовании профессиональных певцов - аэдов. Они пели напевную декламацию под инструмент кифара.
Одна из ранних музыкально-поэтических школ сложилась на острове Лесбос в начале VII века до н.э Поэтесса Сафо сочиняла любовные стихи, они пелись под аккомпанемент лиры, отсюда и название "лирические". Кроме лирики создавались хоровые застольные песни, прославляющие дружбу, духовные песни, хвалебные песни в честь победителей. Инструмент авлос.
Смысл греческого искусства раскрылся в античной трагедии. Образцы античной трагедии связаны с творчеством Эсхила, Софокла, Еврипида. Действие включало в себя музыку - хоровое и сольное пение под аккомпанемент авлоса или кефары. Авторами музыки являлись сами драматурги. Музыка помогали раскрыть эмоциональную сторону происходящего.
Наряду с комедией разрабатывлся жанр комедии, так же включающей в себя хоровую и сольную музыку. Роль музыки греческих городов побуждала к разработке ее теории. В 6 в. до н. э Пифагор выдвинул идею о теории музыки. В основе натурального строя лежит Пифагорийский строй.
Искусство Средндевоковья Раннее средневековье
Переход от древнего мира к средним векам в Европе был связан с нашествием варварских племён (гуннов, готов, вандалов), что повлекло за собой разрушение и уничтожение многих культурных ценностей античности. Утверждение феодального строя сопровождалось формированием духовного всевластия католической церкви. Таким образом, переход от античности к средневековью стал идейным переворотом, обусловившим принципиальное различие этих эпох.
Охватывает около 10 веков.
Раннее средневековье - монодия. (конец V — середина XI века)
Позднее средневековье - многоголосие (XIV—XVI века)
Проторенессанс - 14 век.
Классический тип ранней средневековой культовой музыки складывался постепенно. Римская церковь стремилась сконцентрировать в своих руках всю духовную власть над западноевропейским миром. Встала задача единого культого ритуала и соответствующей ему музыка. Были отобраны из огромного числа бытовавших церковных напевов наиболее употребительные. Это была огромная работа. Её завершил на рубеже VI - VII веков папа Григорий I. Так появился свод песнопений вошедший в историю музыки под названием Григорианский хорал. К концу VIII началу IХ века завершился процесс канонизации католической службы. Григорианское пение стало основой. Григорианское пение имело различные мелодические стили. Cилабическое пение. Каждому слогу текста соотвествовал один звук. Силабический чередовался с мелодическим, когда отдельные слоги распевались. Применялся мелизматеческий стиль. Слоги распевались в мелодических узорах.
Один из древнейших видов григорианского пения – псалмодия. Это протяжная, в очень узком диапазоне, речитация латинских молитвенных текстов в прозе
Другой вид пения - гимны. Более распевные, мелодические.
Секвенции
Со временем светское стало проникать в церковную музыку, появилась литургическая драма - инсценировка евангельского текста. Исполняли священники. Развиваясь литургическая драма превратилась в мистерию.Возросло число участников, вводились декорации и костюмы. Представление из храма перешло в специально построенное помещение. Сюжеты были связаны с религиозной тематикой, но вводились бытовые сценки, городские песни. Мистерии насыщались мирским содержанием, подготавливая рождение театра.
В эпоху зрелого средневековья (ХI - ХIV век) о себе заявило рыцарское искусство в светской лирике трубадуров, труверов, миннезингеров
ИСКУССТВО ТРУБАДУРОВ сложилось на юге Франции. Это было новое искусство, стало формой самовыражения художника. Признавание внутреннего мира. Главной темой творчества стала любовь, но так же вопросы морали, политика. Содержанию соответствовали разные жанры
1. Канцоны - связывались с выражением любовного чувства
2. Сирвента - обсуждались проблемы современности
3. Альбы - песни, посвященные теме разлуки влюбленных.
4. Пастурели - полушутливое изображения рыцаря с пригланувшейся ему пастушкой.
Музыка основывалась на мелодии, которая была у всех на слуху., на интонациях григорианских песнопений, на мелодиях секвенций и гимнов.
ТВОРЧЕСТВО ТРУВЕРОВ формировалось на севере Франции под влиянием трубадуров -рыцарская лирика.
ИСКУССТВО МИННЕЗИНГЕРОВ wа немецких земля, расцвет рыцарского искусства .(13 век).
Полифония появилась в IХ веке. Ведение двух голосов в квинту и кварту. Звуки шли паралельно. Позже стали допускаться терции и секунды. Основной григориариански напев помещался в нижний голос, становясь "опорой" двухголосия, получил название cantus firmus
кантус фирмус - устойчивый голос,неизменная мелодия. Кантус фирмус излагается нотами большой длительности и обычно помещался в теноре. К.ф. определял интонационное содержание произведения . Интенсивное развитие полифонии начинается в 11-12 веках и связано оно с деятельностью кхоровых капелл. Один из крупных центров многоголосия становится Париж. Складываются разные жанры.
Мотет наиболее популярен. Это полифоническое произведение, где каждый голос звучит со своим текстом. Мотеты были духовного и светского содержания. В светских в качестве кантус фирмус использовались народные напевы, светские мелодии.
НИДЕРЛАНДСКАЯ МУЗЫКА
Нидерландская школа возникла на основе народного многоголосия обощила и завершила многовековое развитие европейской вокально-хоровой полифонии. Церковные и светские жанры - месса, мотет, мадригал, шансон и др. в которых работали нидерландские композиторы. Жиль Беншуа(1400-1460гг, первая школа), Гийом Дюфаи (1397 - 1474), Йоханес Окегем (1425 - 1497 гг.), Якоб Обрехт(1457 - 1505 гг.), Жоскен Депре (1451 - 1521 гг), Орландо ди Лассо(1532 - 1594 гг). Они разработали системы законов полифонического многоголосия. Утвердили 4-х голосие. Музыка предназначалась для акапельного исполнения. В торжественных случаях было инструментальное сопровождение, дублируя вокальную партию
Нидерландская школа включает несколько поколений композиторов.
Нидерланландсская школа ознаменовала расцвет классической хоровой полифонии, создала систему законов полифонии - сложный контрапункт строго стиля, разработала классические образцы церковных и светских жанров.
Месса -циклическое вокальное и вокально-инструментальное произведение на текст одноименного богослужения в католической церкви и текст литургии в православной церкви. В мессе некоторые молитвы поются, некоторые читатются. Поющие разделы имеют 2 типа, обычную мессу и особую мессу. Особая месса это песнопения, посвященные определенным воскресным и праздным дням. Обычная месса - это песнопения постоянно присутствующие в мессе. Их пять (название определяется начальными словами текста)
1. Господи, помилуй
2. Слава вышних Богу
3. Верую во единого Бога
4. Свят Господь Бог Саваоф
5.Агнец Божий, взявший на себя грехи
Пение в мессе было псалмодическое и гимническое.
Основой мессы служил Григорианский хорал. Первая дошедшая до нас месса, четырехголосная Гийома де Машо (1364 г). В ранних мессах помещалась в тенор, служила кантус фирмус.
Мотет - жанр многоголосной вокальной музыки. Первоначально мотет представлял собой двухголосное муз. произведение, в котором к тенору присоединялся новый голос, исполняющийся на другой текст. Вскоре появились 3-голосные, 4-голосные.
Мадригал - музыкально-поэтический жанр. Обычно он складывдается из двух и более 3-строчных строф, за которыми следовало 2-строчное заключение.
Темы - любовно -лирическая, шуточно-бытовая, мифологическая. В их музыке выделяются куплет - рефрен. Рефрен основной раздел рондо, в куплетной форме тоже что и припев.
Шансон(фр. песня) песня во всех исторических и жанровых разновидностях, включая кантилены, баллады, рондо, вирели, водевили, романсы, революционные и социальные песни 19-20 вв.
ПЕРВАЯ НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА возникла в середине 15 века. Первую школу возглавил Жиль Беншуа и Гийом Дюфаи(бурганская школа). ВТОРАЯ И ТРЕТЬЯ ШКОЛЫ назывались фламандскими (следущие поколения композиторов). Их ведущие мастера Йоханес Окегем, Якоб Обрехт, Жоскен Депре. ЧЕТВЕРТУЮ НОРМАНСКУЮ ШКОЛУ возглавил Орландо ди Лассо.
1я нидерландская школа (II пол. 15 века) Гийом Дюфан - Франко-фламандский композитор. Первые произведения мотет, баллада.
Баллада - музыкально-поэтический жанр. Строфическое строение. При исполнении каждой строфы чередовались соло и хор. Повествовательная песня на различные тексты: политические, сатирические, любовно-лирические.
Дюфаи разработал главный жанр нидерландской полифонии - 4 голосную мессу. Кантус фирмус проходит в теноре, часто заимствуется из народных или светских песен. Известно 9 полных месс, мотеты(духовные и светские, торжественные), французский шансон - светское полифиническое сочинение. В музыке Дюфаи намачается аккордовый склад ,вырисовываются тонико-доминантовые отношения.
2я и 3я нормандские школы (I пол. 16 века)
Жоскен Депре - франко-фламандский композитор. Был придворным музыкантом Людовика ХII. Создал сочинения духовных и светских жанров (мессы, мотет, псалмы, фроттолы)
Фроттолы - итальянская светсская песня народного происхождения. Прдназхначалась для канавалов, городских праздненств, исполнялась на улице и в домашней обстановке, 4 - голосная. Песни Депре превосхищают оперу.
Йохеннес Окегем - франко-фламандский композитор. Искусство имитационного контрапункта достигло высшего расцвета
Имитация - (подражание) точное или неточное повторение в вкаком-либо голосе мелдии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе.
Якоб Обрехт Один из его излюбленных приемов остроумное комбинирование нескольких кантус фирмус. С появление ричеркара в середине 16 вевка кантус фирмус постепенно переходит в эту форму
в виден проведений темы в двойном, четверном, увеличении, и т.о. становится один из элементов, подготовивших фугу.
Ричеркар(искать, разыскивать). Первые образцв речеркара близки прелюдии. Ддя них характерны импровизационность, обилие пассажей преобладание аккордового склада
4я нидерладская школа 2 пол. 16 века
Орландо де Лассо - франко-фламандский композитор, одищ из величайших мастеров полифонии, так называемого строго стиля.
Строгий стиль - понятие, относящееся к хоровой полифонической музыке эпохи Ренессана (15 -16 вв.). Не имеет ясно очерченных границ. Музыка Строго стиля опиралась на систему натуральных ладов: дорийского фригийский, фригийский, миксолидийский, ионийский и эолийский. Мелодическая первооснова строго слия - григорианский хорал.
Арс Нова
|