|
Творческий облик Шопена. Творчество Шопена развивалось в русле национально-освободительных идей в Польше. Поэтому, наряду с лирическими образами, характерными для композиторов романтиков, в творчестве Шопена появляются гражданские, героические, трагические образы. Некоторые его произведения явились своеобразным откликом на поражение польского восстания 1830 года. Лирик по натуре, по складу дарования, Шопен, в силу обстоятельств, окунулся в гражданскую тематику. Поэтому одно из центральных мест в творчестве Шопена занимает тема Родины, ее былое величие, потеря национальной свободы, борьба за эту свободу. Но его гражданственность особого рода. Гражданская тема стала как бы его личной лирической темой. Шопен писал в разных жанрах: сонаты, баллады, концерты. Но основное внимание он уделял миниатюре. Шопен много сделал для развития и обогащения жанров профессиональной музыки. Он преображает бытовые танцевальные жанры – мазурку, полонез, вальс. Создает на их основе концертные пьесы. По - новому трактует старые жанры – сонату, этюд, прелюдию, ноктюрн (этюд из технического упражнения превратил в концертную пьесу, прелюдия была вступительной пьесой – стала самостоятельной миниатюрой, драматизирует ноктюрн). Создает новые жанры – инструментальную балладу, скерцо. Музыка Шопена богата, разнообразна по образам, содержанию. Главное в его творчестве – лирическое начало. Но лирические образы могут быть самых разных оттенков. Лирика мечтательная, хрупкая, мягкая – ноктюрны, лирические вальсы. Лирика светлая, радостная – блестящие вальсы, этюд соль-бемоль мажор, прелюдия №3. Лирика гражданская, драматическая – прелюдии №2, 20, ноктюрн до минор, баллада соль минор, соната си-бемоль минор. Есть произведения, полные гнева, протеста – «Революционный» этюд, прелюдия №24. Торжественные, величественные – полонезы. Есть и народно- жанровые образы – мазурки. Все эти произведения написаны для фортепиано. Сам прекрасный пианист, Шопен очень любил фортепиано и писал в основном для этого инструмента, для других инструментов написал всего несколько произведений (трио для фортепиано, скрипки и виолончели соль минор, соната для виолончели соль минор). Причем, всегда старался подчеркнуть особенности именно этого инструмента, его певучесть, мелодичность, использовать чисто фортепианные приемы, которые на других инструментах невозможны. Основой его музыкального языка стала народная музыка Польши. Шопен не цитирует народных мелодий, но вся его музыка вырастает на основе польских жанров, ритмов, ладогармонических особенностей. Для его произведений характерны: ладовая переменность, лады народной музыки, волыночные басы, ритмы мазурки, полонеза, характерные украшения. В то же время. Шопен значительно обогащает музыкальный язык. Создает свой, новый фортепианный стиль. Музыка Шопена отличается богатым мелодизмом. Его мелодиям характерна гибкость, пластичность, импровизационность, развернутые фразы широкого дыхания, большие скачки и их заполнение, обилие украшений. Причем, украшения – это как бы неотъемлемая часть мелодии, они очень выразительны и напевны. Много нового у Шопена и в области гармонии. Наряду с диатоникой, характерной для народных ладов, Шопен применяет хроматику. Любит доминантовый нонаккорд, доминанту с секстой, вводит неожиданные разрешения, использует альтерированные аккорды, сближает далекие тональности. Для Шопена характерен особый вид гармонической фигурации, сопровождающей мелодию или переплетающейся с ней. Музыка Шопена интересна и тем, что романтическое содержание в ней сочетается с классической ясностью языка, лаконичностью выражения, продуманностью форм. Рано сформировав свой стиль, Шопен в любом жанре умел проявить свою индивидуальность и неповторимость. |