|
Музыкальная культура Древне Греции и РимаХудожественное творчество первобытныхъ людей не было искусством и подчинялось практическим целям. Значение музыки было в объдинении людей в труде. Первобытные люди наделяли её магической силой. Надевали зверинные шкуры и под звуки песен исполняли таней животного, привлекая его в свои края. Постепенно складывались мелодические попевки с четкой высотой звучания и ритмом. Утвердились разные виды напевов, отвечающие определенному бытовому назначению: бытовые, военные, колыбельные и др. В первобытном обществе были заложены основы музыкального искусства. В рабовладельческом обществе музыка служила двору и культу, но оставалась искусством бытовым. Произошло деление на бытовое и профессиональное. В Вавилоне, Сирии, Египте и др. государствах Древнего Востока существовали профессиональные музыканты и развитие получил инструментарий: барабаны, тарелки, флейты, свирель, труба, рог, арфа, лира, лютня. В древней Иудее вырабатывались антифонное пение. Вырабатывались приемы сольного пения, пелись псалмы Давида. Пение получило называние псалмодирование. Распространение получила пентатоника (звукоряд из 5 звуков с отсутствием полутонов) В древней Греции х - v вв. до нашей эры сформировался героический эпос. Из "Илиады" узнаем о песенных жанрах - свадебных, трудовых, похоронах. "Одиссея" дает представлвение о существовании профессиональных певцов - аэдов. Они пели напевную декламацию под инструмент кифара. Одна из ранних музыкально-поэтических школ сложилась на острове Лесбос в начале VII века до н.э Поэтесса Сафо сочиняла любовные стихи, они пелись под аккомпанемент лиры, отсюда и название "лирические". Кроме лирики создавались хоровые застольные песни, прославляющие дружбу, духовные песни, хвалебные песни в честь победителей. Инструмент авлос. Смысл греческого искусства раскрылся в античной трагедии. Образцы античной трагедии связаны с творчеством Эсхила, Софокла, Еврипида. Действие включало в себя музыку - хоровое и сольное пение под аккомпанемент авлоса или кефары. Авторами музыки являлись сами драматурги. Музыка помогали раскрыть эмоциональную сторону происходящего. Искусство СредневековьяПереход от древнего мира к средним векам в Европе был связан с нашествием варварских племён (гуннов, готов, вандалов), что повлекло за собой разрушение и уничтожение многих культурных ценностей античности. Утверждение феодального строя сопровождалось формированием духовного всевластия католической церкви. Таким образом, переход от античности к средневековью стал идейным переворотом, обусловившим принципиальное различие этих эпох. Охватывает около 10 веков. Классический тип ранней средневековой культовой музыки складывался постепенно. Римская церковь стремилась сконцентрировать в своих руках всю духовную власть над западноевропейским миром. Встала задача единого культого ритуала и соответствующей ему музыка. Были отобраны из огромного числа бытовавших церковных напевов наиболее употребительные. Это была огромная работа. Её завершил на рубеже VI - VII веков папа Григорий I. Так появился свод песнопений вошедший в историю музыки под названием Григорианский хорал. К концу VIII началу IХ века завершился процесс канонизации католической службы. Григорианское пение стало основой. Григорианское пение имело различные мелодические стили. Со временем светское стало проникать в церковную музыку, появилась литургическая драма - инсценировка евангельского текста. Исполняли священники. Развиваясь литургическая драма превратилась в мистерию.Возросло число участников, вводились декорации и костюмы. Представление из храма перешло в специально построенное помещение. Сюжеты были связаны с религиозной тематикой, но вводились бытовые сценки, городские песни. Мистерии насыщались мирским содержанием, подготавливая рождение театра. В эпоху зрелого средневековья (ХI - ХIV век) о себе заявило рыцарское искусство в светской лирике трубадуров, труверов, миннезингеров ИСКУССТВО ТРУБАДУРОВ сложилось на юге Франции. Это было новое искусство, стало формой самовыражения художника. Признавание внутреннего мира. Главной темой творчества стала любовь, но так же вопросы морали, политика. Содержанию соответствовали разные жанры Музыка основывалась на мелодии, которая была у всех на слуху., на интонациях григорианских песнопений, на мелодиях секвенций и гимнов. ТВОРЧЕСТВО ТРУВЕРОВ формировалось на севере Франции под влиянием трубадуров -рыцарская лирика. ПОЛИФОНИЯ появилась в IХ веке. Ведение двух голосов в квинту и кварту. Звуки шли паралельно. Позже стали допускаться терции и секунды. Основной григориариански напев помещался в нижний голос, становясь "опорой" двухголосия, получил название cantus firmus - устойчивый голос,неизменная мелодия. Кантус фирмус излагается нотами большой длительности и обычно помещался в теноре. К.ф. определял интонационное содержание произведения Нидерландская школаНидерландская школа возникла на основе народного многоголосия обощила и завершила многовековое развитие европейской вокально-хоровой полифонии. Церковные и светские жанры - месса, мотет, мадригал, шансон и др. в которых работали нидерландские композиторы. Жиль Беншуа(1400-1460гг, первая школа), Гийом Дюфаи (1397 - 1474), Йоханес Окегем (1425 - 1497 гг.), Якоб Обрехт(1457 - 1505 гг.), Жоскен Депре (1451 - 1521 гг), Орландо ди Лассо(1532 - 1594 гг). Они разработали системы законов полифонического многоголосия. Утвердили 4-х голосие. Музыка предназначалась для акапельного исполнения. В торжественных случаях было инструментальное сопровождение, дублируя вокальную партию ПЕРВАЯ НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА возникла в середине 15 века. Первую школу возглавил Жиль Беншуа и Гийом Дюфаи(бурганская школа) - Франко-фламандский композитор. Первые произведения мотет, баллада. Дюфаи разработал главный жанр нидерландской полифонии - 4 голосную мессу.
Французский шансон - светское полифиническое сочинение. В музыке Дюфаи намечается аккордовый склад ,вырисовываются тонико-доминантовые отношения.
ВТОРАЯ И ТРЕТЬЯ ШКОЛЫ назывались фламандскими (следущие поколения композиторов). Их ведущие мастера Йоханес Окегем, Якоб Обрехт, Жоскен Депре. Жоскен Депре- франко-фламандский композитор. Был придворным музыкантом Людовика ХII. Создал сочинения духовных и светских жанров (мессы, мотет, псалмы, фроттолы) Йохеннес Окегем- франко-фламандский композитор. Искусство имитационного контрапункта достигло высшего расцвета Якоб Обрехт. Один из его излюбленных приемов остроумное комбинирование нескольких кантус фирмус. С появление ричеркара в середине 16 вевка кантус фирмус постепенно переходит в эту форму в виде проведений темы в двойном, четверном, увеличении, и т.о. становится один из элементов, подготовивших фугу. ЧЕТВЕРТУЮ НОРМАНСКУЮ ШКОЛУ возглавил Орландо ди Лассо. - франко-фламандский композитор, одищ из величайших мастеров полифонии, так называемого строго стиля. Арс Нова |